Вход в систему

Разделы

Опрос

Как часто вы бываете на сайте cyclosport.ru ?

Вы здесь

Введение

Над всем живым на Земле властвуют законы Природы! Человек во всем многообразии его жизненных проявлений - часть этой Природы, подчиняющаяся ее законам. Именно поэтому притязания любого индивидуума в каком угодно виде деятельности могут быть реализованы только в том случае, если его действия, направленные на достижение цели, основаны на знаниях законов Природы. Спортивная деятельность Человека не может являться исключением из правил.
Жизнь на всех ступенях ее развития - «постоянное приспособление ... к условиям существования» [И.М.Сеченов, 1863], то есть жизнь -непрекращающийся процесс адаптации к постоянно меняющимся условиям среды.

Специалисту, объектом деятельности которого является Человек, необходимо понимание того, что человеческий организм является относительно открытой самоорганизующейся и самоструктурирующейся системой, подверженной разнообразным и многочисленным воздействиям среды. И единственное, на чем может базироваться современная теория спорта - реально действующие законы физиологии. Ситуация, сложившаяся сегодня и в спортивной медицине и в спортивной педагогике уникальна: искусственно созданные теории безапелляционно принимаются практиками и тиражируются вне зависимости от приносимых ими результатов. Нам и сегодня пытаются внушать, что созданная в СССР методика подготовки высококвалифицированных спортсменов до сих пор актуальна и является лучшей в мире. Но послушаем мнение итальянских спортивных специалистов: «Неадекватность советской теории тренировки заключается в самовозведении ее до уровня всеобщего сверхзнания ... Удивительна ее убеждающая сила и та простота, с которой она постоянно «подтверждалась». Она рассматривала организм как некий закрытый «черный ящик». Теория тренировки советского типа занималась анализом выполненной тренировочной нагрузки и изменений под ее воздействием спортивного результата. Но она пренебрегала изучением изменений, происходящих в организме вследствие выполненной работы, как предпосылки к этим изменениям спортивного результата... Выбирать же средства тренировки на основе определенной физиологической модели, учитывающей биологические сигналы - это совсем другое дело» [A.La Torre с соавт., 2004; E.Archelli, 1991].
Назревшие коренные преобразования теории и методики спортивной тренировки на основе последних достижений в биологии, физиологии, медицине - один из реальных путей возвращения нашей стране потерянного лидерства на спортивных аренах. «В ближайшие годы можно ожидать создания на базе углубленных и всесторонних исследований процессов биологической адаптации ... специальной теории спорта» [Н.И.Волков, 1998]. Именно законы адаптации определяют формирование тех или иных результатов любой деятельности человека, включая и его деятельность в спорте [С.Е.Павлов, Т.Н.Кузнецова, 1998; С.Е.Павлов, 1999]. В этом утверждении нет ничего принципиально нового. Еще в 1976 году известный спортивный ученый Н.Яковлев писал, что тренировка - процесс адаптационный, правда, необоснованно считая, что адаптация - прежде всего адаптивные синтезы энзиматических и структурных белков. Когда в Советском Союзе стали популярны высказывания об управлении тренировкой, тот же профессор Н.Яковлев (1976) среагировал на это несколько саркастической статьей: «Чтобы успешно управлять, надо знать механизмы». Ю.В.Верхошанский, А.А.Виру (1987) утверждали: «Механизм адаптации к напряженной мышечной работе лежит в основе неуклонного повышения уровня спортивного мастерства в ходе многолетней тренировки. Поэтому представление о нем имеет важное значение для дальнейшего развития теории физического воспитания и спортивной тренировки, и, в частности, ... практического решения проблем программирования и организации тренировки спортсменов высокой квалификации». Согласно уже сегодняшнему утверждению одного из известнейших в мире спортивных педагогов Ю.В.Верхошанского (2007) «биологическая составляющая является методологической и естественнонаучной основой теории спортивной тренировки». Реально работающие законы физиологии - единственное, что может составлять основу спортивно-педагогического процесса. И речь здесь может идти не о частных закономерностях течения тех или иных процессов в организме человека, изучению которых посвящено абсолютное большинство работ современных исследователей, а об общих физиологических принципах, лежащих в основе любых проявлений жизнедеятельности сложноорганизованного организма. Спортивная физиология, являясь частью общей физиологии, призвана в том числе обеспечить теоретическую базу для теории и методики спортивной тренировки, поскольку

Циклоспорт D7 ver.1.1