Вход в систему

Вы здесь

Валерий Борзов - 10 секунд - целая жизнь

школы в Новой Каховке. Он трудится все эти годы в легкой атлетике, но я бы сказал о нем так: Войтас - специалист по работе с детьми. Легкой атлетике повезло, что Борис Иванович избрал своей специализацией именно ее. Я убежден, что он плодотворно работал бы в любом виде спорта, и именно в качестве детского тренера. Дело не только в том, что он умел найти контакт с ребятами, заинтересовать их занятиями. Он умел заложить в каждом ученике такую базу, такой фундамент самых разных физических качеств, что его воспитанники могли потом с успехом выступать в самых различных видах спорта, а не только в легкой атлетике.
В основе его занятий лежал игровой метод. А чем, как не игрой, можно увлечь любого мальчишку?! Уже позже я узнал, что Войтас использовал игру не только как средство начальной физической подготовки, с помощью которого дети могли выполнить очень большой объем работы не уставая. В игре, как правило, ребята теряют контроль над своими эмоциями и действиями, и здесь с особой яркостью проявляются и темперамент, и характер. Как говорится, в игре сразу видно кто чего стоит. Кто ленив, а кто работяга. Кто отважен и смел, а кто трусоват.
Вторым направлением в работе Бориса Ивановича была необычайная разносторонность, разноплановость занятий. Сюда входили и долгая, не менее часа длящаяся, разминка, в которой выполняли массу различных упражнений на силу, гибкость, ловкость и даже сообразительность, и тренировки почти по всем видам легкой атлетики. Я, например, помню, часто прыгал с шестом, метал диск, тренировался в барьерном беге. Мы становились в группе Войтаса легкоатлетами а самом широком смысле этого слова. Я уж не говорю о том, как много занимались гимнастикой и акробатикой. Словом, получали ту самую "школу движений", на отсутствие которой так часто жалуются даже тренеры сборной команды СССР, когда к ним приходят спортсмены, имеющие высокие результаты, но не владеющие подчас даже элементарными навыками в других упражнениях, кроме основного. А не владея широким арсеналом движений (а следовательно, и не ощущая их), очень трудно бывает исправлять ошибки в технике или выучить какой-либо новый элемент. Попробуйте представить себе пианиста, не умеющего в совершенстве играть гаммы! Невозможно. А в спорте такое явление встречается довольно часто. Так вот Войтас начинал именно с гамм.
При этом Борис Иванович во многом был новатором, ищущим педагогом. Он одним из первых, по примеру львовского тренера Д. И. Оббариуса, начал применять с детьми бег по наклонной дорожке. Меня, например, нужно было научить правильным навыкам быстрого бега. А как этому научить, если я вообще не умею бегать быстро, сил не хватает? Вот тут и приходит на помощь наклонная дорожка. Юный спортсмен на ней развивает скорость, которая в обычных условиях ему пока не под силу, и одновременно получает правильные технические навыки. Интересно, что через 10 лет после своих первых занятий с Войтасом я использовал этот прием при подготовке к Олимпийским играм в Мюнхене, когда нужно было повысить потолок скорости. Одним из первых Войтас применил в тренировках упражнения с амортизатором, а проще говоря - с резиновым жгутом, которым связывают ноги. Эти упражнения чрезвычайно полезны для активного сведения бедер в беге, а также для развития мышц, поднимающих бедро, Часто можно услышать на тренировках, как тренер кричит новичку: "Выше поднимай бедро, резче, активнее!" Но ведь в беге важно не только поднять бедро, но и вовремя начать его опускать. Вот здесь на помощь и приходит резиновый жгут. А ощутив правильное движение, новичок потом уже может повторить его, ориентируясь на свои ощущения,

Циклоспорт D7 ver.1.1