Вход в систему

Опрос

Как часто вы бываете на сайте cyclosport.ru ?

Вы здесь

Тактика применения коньковых ходов

Большое многообразие коньковых способов передвижения на лыжах и переходов с одного хода на другой, применяемых в гонках свободным стилем, требует не только знания технических возможностей того или иного хода, но и умения эффективно применять коньковые ходы в конкретных условиях соревнований.
Высокие скорости передвижения коньковыми способами предъявляют повышенные требования к тактической подготовленности лыжников-гонщиков.
Известно, что тактика — это совокупность средств, приемов, применяемых лыжником как до соревнований, так и в ходе их с целью достижения высокого спортивно-технического результата.
Вопросы тактической подготовки в классических лыжных гонках довольно широко освещены в специальной литературе.

За многие годы благодаря экспериментальным исследованиям и обобщению практического опыта сложилась определенная методика тактической подготовки в классическом стиле, которая безусловно будет совершенствоваться с дальнейшим развитием техники лыжных гонок.
В то же время многие вопросы тактики гонок свободным стилем изучены пока недостаточно.
Следует пересмотреть наши представления о тактике лыжных гонок применительно к свободному (коньковому) стилю передвижения, учитывая технико-тактические особенности коньковых ходов.
С появлением коньковых способов передвижения на лыжах принципиально изменилась тактика прохождения спусков. В классических гонках при скорости более 8 м/с лыжники проходят спуски в -низкой, а иногда в средней стойках, не отталкиваясь руками или ногами, так как лыжник, если даже он успевает оттолкнуться хотя бы только руками, при выпрямлении туловища перед очередным толчком руками создает большую силу лобового сопротивления воздуха, которая сводит на нет усилия рук, а при более высокой скорости спуска снижает ее. Хорошо оттолкнуться ногой на высокой скорости лыжник тем более не успевает. Он может увеличить скорость спуска только за счет более низкой стойки.
Использование конькового хода без отталкивания руками (без махов и с махами ими) при низкой стойке практически на любой скорости спуска позволяет увеличивать ее.. Это обусловлено спецификой отталкивания ногой. Чтобы увеличить скорость хода, необходимо уменьшить угол постановки лыжи на снег по отношению к основному направлению движения. Благодаря этому время отталкивания ногой не изменяется. Ход без махов руками экономичнее. Для него характерен невысокий темп при большей длине скользящего шага (10—15 м и более). Но лыжник-гонщик должен в совершенстве владеть скольжением на одной лыже в низкой стойке при высокой скорости. А это требует специальной подготовки.
Коньковый ход с махами руками обычно используют на коротких отрезках при разгоне, когда надо резко увеличить скорость. Этот ход требует больших затрат энергии, чем ход без махов руками.
Коньковый ход без отталкивания руками эффективен на тех участках трассы (как правило, на спусках разной крутизны), где скорость превышает 8 м/с. Наиболее целесообразно применять его в начале спуска, а также при выкате, чтобы как можно дольше сохранить высокую скорость.
Тактику прохождения спусков, которая связана с технической и физической подготовкой, необходимо совершенствовать в течение круглогодичного цикла тренировки.
Полуконьковый ход применяется, как правило, на равнинных участках трассы (с уклонами не более 3°> при наличии лыжной колеи, которая позволяет выдерживать направление скольжения лыжника при боковом отталкивании ногой.
Эффективен этот ход и при пологих поворотах, если спортсмен отталкивается внешней по отношению к повороту ногой. На трассе с поперечным уклоном (вправо или влево) отталкиваться ногой лучше в сторону уклона — вниз. Чем выше скорость, тем меньше угол постановки на снег лыжи, которой предстоит отталкиваться.
Все более универсальным становится одновременный одношажный коньковый ход, позволяющий развивать высокую скорость на равнинных участках трассы, пологих подъемах и спусках. При хорошей физической и технической подготовленности спортсмена этот ход эффективен и на подъемах средней крутизны.
Наиболее широко распространен одновременный двухшажный коньковый ход. Применяют его чаще на подъемах средней крутизны, а при хороших условиях скольжения и на

Циклоспорт D7 ver.1.1