Опрос

C 2016 года Милдронат является запрещённым препаратом :

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.

Психологическая подготовка велосипедистов

Основные качества, определяющие уровень моральной и психической подготовки

Направленное формирование личности велосипедиста, его "спортивного" характера — результат совместного действия многих факторов. Не умаляя значимости семьи, школы, трудового или учебного коллектива, особо ответственная роль по формированию личности спортсмена возложена на тренера. Высококвалифицированный тренер не ограничивается лишь тренировкой и соревнованиями, он формирует молодого человека как личность, сознательного и активного члена общества.

Разные мотивы приводят подростков к занятиям велосипедным спортом. Порой эти мотивы случайны и малосущественны. Решающим является то, в каком направлении и на какой основе будет проводиться подготовка на пути спортивного совершенствования. Задача тренера заключается в том, чтобы, используя исходные мотивы и интересы, воспитать целеустремленность. Мотивы — это побудительные силы, во имя которых человек преодолевает трудности на пути к достижению цели. Но мотивы становятся движущей силой лишь в том случае, если цель деятельности и средства для ее достижения становятся осознанными. Следует различать мотивы материальные и моральные, отражающие материальные и духовные потребности людей.
Разъясняя высокий общественный и личный смысл тренировки с возрастающими по объему и интенсивности нагрузками, тренер формирует у гонщика чувство высокой ответственности за его подготовку и планируемые достижения. Этим создается основа для мотивов, являющихся духовным источником высоких спортивных достижений.
Тренерам хорошо известно, что самым сложным вопросом психической подготовки следует считать вопрос мотивации к продолжительному и крайне напряженному тренировочному процессу. У спортсменов разной квалификации разные мотивы, они часто различаются и у тех, кто имеет один уровень мастерства. Умелое использование моральных и материальных мотивов позволяет поддерживать длительный интерес и высокую активность в спорте.
Сложной, нерешенной проблемой для многих, даже квалифицированных тренеров, является сохранение желания у спортсмена к постоянному совершенствованию после того, как он достиг определенного рубежа и его показатели временно перестали прогрессировать. Не каждого гонщика можно убедить продолжать тренировку с таким же азартом и тратить так много сил лишь для того, чтобы преодолеть дистанцию гонки немного быстрее. Поэтому первая же остановка в росте достижений, неизбежно периодически наступающая у любого спортсмена, ведет у многих к снижению мотивации в спортивном совершенствовании, а за-тем и к ослаблению трудолюбия и самоотверженности в тяжелой тренировочной работе. Сохранение у спортсмена устойчивой мотивации спортивных достижений является для тренеров важнейшей психологической проблемой.
Одним из аспектов нравственного воспитания является спортивно-этическое воспитание, под которым понимают совокупность норм поведения в спортивной деятельности. В общих чертах эти нормы сводятся к тому, чтобы спортсмен в условиях тренировки и соревнований вел себя так, как это предусмотрено правилами соревнований, и не допускал действий, несовместимых с понятием достойного поведения. Спортивные соревнования являются эффективной формой проверки верности спортивной этике, и в этом заключается их роль в спортивно-этическом воспитании.
Многолетний опыт подготовки квалифицированных велосипедистов показывает, что достижение высоких спортивных результатов зависит от единства моральных, психических и физических качеств. Сознательная интеграция этих качеств относится к вершинам искусства саморегуляции в спорте. Однако такие состояния достигаются редко, и большинство спортсменов, добросовестно выступая на соревнованиях, даже не осознают, что используют свои потенциальные возможности крайне слабо. Огромные резервы организма заключены в совершенствовании психической мобилизации. Более полно использовать функциональные возможности и обеспечивать высокие спортивные результаты можно за счет волевой мобилизации имеющегося потенциала.
Волевая подготовка — процесс воспитания черт "спортивного" характера, без которого немыслимы успехи в спорте. Подготовка квалифицированных спортсменов — это не только развитие физических качеств, формирование двигательных навыков, но и совершенствование волевых качеств. Пожалуй, это наиболее мощные резервы роста спортивных достижений и обеспечения успеха в крупнейших соревнованиях. В велосипедных гонках порой возникают обстоятельства, создающие дополнительные требования к волевой подготовке, например дождь и холод во время многодневных гонок, перенесенные падения на одном из этапов, проколы однотрубок и необходимость ликвидировать отставание от группы в гонках на шоссе и др. Психическая устойчивость к преодолению ощущений утомления становится составной частью функциональной подготовленности.
Фактор психической устойчивости имеет огромное значение в работе, связанной с максимальной мобилизацией анаэробных возможностей. Например, гонка на время на 1000 м