подшивки

Опрос

C 2016 года Милдронат является запрещённым препаратом :

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 86 гостей.

Представим движение

 Конечно же, очень досадно, но факт: и это упражнение выполняют с первого раза далеко не все, хотя сложным его не назовешь. Что лишний раз сви-детельствует о том, сколь мало значения мы придаем культуре физической и далеко не всегда являемся хозяевами своего тела. Помочь в этом может аутотренинг.
Аутотренинг — сродни самому высокому театральному искусству. Ведь что главное для актера — вообразить себя в чьей-то роли. Сегодня он—Гамлет, а послезавтра — токарь-новатор и борец за перестройку из современной пьесы. А что представляет себе спортсмен перед очередным прыжком в высоту, поднятием штанги или выполнением гимнастических упражнений? Что шепчет он сам себе, что видит, закрывая глаза? Скорее всего именно себя в роли прыгуна, штангиста, гимнаста — прыгающего, поднимающего, взлетающего на кольцах. Вообразить себя в некой роли — это не что иное, как психологически настроиться на выполнение предстоящего действия.

Вот как описывает свою «настройку» один из самых замечательных советских гимнастов Борис Шахлин: «...Даже на расстоянии ощущаю в своих руках холодный гриф перекладины и скрытую теплоту деревянных ручек коня... Мои мышцы испытывают привычное напряжение, входят в привычный ритм. Мне кажется, что я уже на снаряде, что я выполняю свое упражнение. Для зрителей я недвижим. Но когда упражнение в уме закончено, и я чувствую счастливый прилив свежести и вдохновения, тогда я делаю свой первый шаг к поджидающему меня снаряду». А вот признание неоднократного чемпиона мира по тяжелой атлетике Рудольфа Плюкфельдера: «Я люблю постоять несколько минут перед решающим шагом. И это отнюдь не просто привычка. За эти мгновения еще и еще раз продумываешь, как правильно взять снаряд, мысленно проносишь его над головой — одним словом, в мозгу отливаешь то, что через минуту воплотишь в живую форму».
Настраивая себя подобным образом, спортсмены пользуются так называемой идеомотор-ной тренировкой — мысленным воспроизведением движений. Она находит применение не только в спорте, но и во многих других видах деятельности. Любопытные примеры положительного влияния идеомоторной тренировки на усвоение сложных двигательных навыков приводит А. А. Белкин. Один артист цирка, когда ему предложили выполнить новое сложное задание на батуте — двойное сальто в группировке, затем сальто с поворотом на 720° и сальто назад, хорошо представил это задание и с первого подхода выполнил его успешно. Другой артист накануне репетиции увидел во сне удачное выполнение сложного акробатического прыжка. Утром, придя на репетицию, под впечатлением прочувствованного во сне, он исполнил этот новый прыжок наяву. Но как связаны сон, мысли о предстоящем и реальные прыжки, сальто, поднимание штанги?
Подойдем к этому вопросу «с другой стороны». Не случалось ли с вами такое? Стоит подумать: «Как бы не уронить чашку!» или: «Только бы не наехать на столб!» — и свершается: чашка падает на пол, велосипед вре-зается в столб. Понятно, что вовсе не сверхъестественные силы способствуют происходящему. Существует связь между мыслью и движением. Мысль о движении вызывает это движение. Причем люди достигают этого бессознательно — идеомоторно.
Это происходит потому, что под влиянием силы воображения клетки головного мозга, с деятельностью которых связано переживаемое двигательное представление, возбуждаются. По нервным путям возбуждение передается в мышцы, а также во все органы и системы, обслу-живающие данное двигательное действие. Это говорит об огромных возможностях применения идеомоторики в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в занятиях физическими упражнениями, спортом. «Прокручивая» мысленно нужное действие, мы тем самым участвуем в своеобразной тренировке. Более того, идеомо-торика значительно активизи-рует сознание человека, дает возможность «включать голову» в процесс овладения двигательным действием, то есть повышается качество выполнения действия и заметно сокращаются сроки овладения им.
Следует отметить, что неприятие идеомоторики, отказ от ее использования не только тормозит процесс овладения тем или иным действием. В спорте, например, идя по старому пути — пути бесконечных однообразных повторений разучива-емых действий — тренеры и спортсмены, по сути дела, про-граммируют неуспех. Ведь каждая неудавшаяся, неправильная попытка оставляет «неверный след» в мозгу, что усложняет, удлиняет срок овладения правильным действием. Идео-моторика же способствует обучению без риска переучивания.