подшивки

Опрос

C 2016 года Милдронат является запрещённым препаратом :

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 88 гостей.

Правила идеомоторной тренировки

Человек, не умеющий складывать буквы в слова, никогда не сможет прочитать книгу. Человек, не знающий, как обращаться с токарным станком, никогда не выточит совершенную деталь. Человек, не имеющий представления о том, как управлять своим телом, никогда не будет гармонически развит.
Правило первое: прежде чем научиться новому сложному движению, нужно научиться четко представлять себе, что же ты хочешь сделать. Представьте себе это движение не только зрительно, но и эмоционально. Помогите своим мышцам испытать напряжение от движения, представьте направление и скорость движения.

Конечно, если вы никогда раньше не делали того или иного движения, то представления о нем могут быть ошибочными. Случаи неверного представления о движениях, мешающие правильному выполнению реального движения, приводит известный спортивный психолог А. В. Алексеев. Мастер спорта, спортсменка высокого класса отрабатывала прыжок с «сухого» трамплина в яму с поролоном. Тренер каждый раз делал ей одно и то же замечание, добиваясь, чтобы она в момент отталкивания от трамплина поднимала руки как можно выше и лишь после этого переходила в переднее сальто. Но спортсменка не могла этого добиться, потому что, как установил позже А. В. Алексеев, мысленно представляла это движение неправильно. Эту аксиому подтвердил и другой случай, рассказанный тем же А. В. Алексеевым. Он хотел научиться стрелять из пистолета. Попасть в цель не удавалось, тогда он решил привлечь на помощь идеомоторику. Оказалось, что в сознании утвердились представления о порядке действий, которые возникли из-за неправильных действий. И эти неправильные образы не хотели уступать место правильным. А. В. Алексееву пришлось провести до 10 занятий, целью которых была коррекция идеомо-торных представлений.
Те, кто тренируется под ру-ководством тренера, вправе рас-считывать на то, что тот доходчиво объяснит, а может быть, и покажет данное движение. Если же спортсмен тренируется самостоятельно, то очень важно познакомиться с будущим дейст-вием по рисункам, кинограммам или же попросить продемонстрировать это действие тех, кто овладел им.
Правило второе: получив представление о действии, нужно как можно точнее и ярче мысленно его воспроизвести, не торопясь, представляя ощущения которые исходят от мышеч-но-связочного аппарата, аналогичные тем, что возникают при реальном выполнении движения. При отсутствии этих ощущений можно ограничиться зрительным представлением. При этом не надо смотреть на себя как бы со стороны. Представляя движение, нужно почувствовать себя исполнителем его.
Правило третье: идеомотор-ный образ будет точнее, если представление о действии будет сопровождаться точными и образными словесными формулировками: научившись коротко и емко описывать движения одновременно с возникновением его образа, вы намного быстрее достигнете необходимого результата.
Чтобы наладить прочную связь между мыслями и движениями, необходимо повторить разучиваемое движение от двух до пяти раз. Но чем сложнее движение или комбинация, тем меньше должно быть повторений; особенно сложные действия можно «промысливать» не более одного-двух раз. Однако темп представления должен меняться: замедленный вначале, он в конце концов должен быть близок к тому темпу, в котором движение будет выполнено на тренировке или на сорев-новании. Для этого чередуйте медленные и быстрые представления, но перед выступлением на соревнованиях или непосредственно перед выполнением упражнения старайтесь проводить идеомоторную тренировку в темпе реального выполнения действия.
Мысленно представляя себе новое действие (особенно в начальной стадии разучивания), целесообразно принять ту позу, которая характерна для поло-жения тела при реальном выполнении этого действия или близка к этому положению. В таком случае в мозг поступает гораздо больше импульсов от мышц и суставов, что способствует созданию более четкого образа необходимого действия. Вот почему, мысленно отрабатывая, например, стойку на кистях на брусьях, лучше согнуться и поставить кисти на пол или на низкие брусья, а тренируя идеомоторный образ большого оборота на перекладине, желательно держать руки на низкой перекладине. (По мере овладения идеомоторным навыком, можно тренировать его в любом положении, в том числе и лежа.)
Если вы прочно овладели идеомоторным воспроизведением движения, то в момент мысленного выполнения его