Вход в систему

Разделы

Опрос

Как часто вы бываете на сайте cyclosport.ru ?

Вы здесь

Глава 12. Питание и тренировка марафонца

рациону. Однако, снижение нагрузок приводит к растормаживанию аппетита со сдвигом его в сторону влечения к углеводным продуктам. По существу, последние научные достижения и рекомендации по предсоревновательному питанию не слишком расходятся с тем, что делали практики до «эры тейпера».
Таким образом, питание и тренировочный режим при подготовке к старту преследуют цель сверхнакопления биологического потенциала организма, в частности, создания энергетических предпосылок для наиболее полной реализации достигнутого уровня физической готовности и спортивный результат. Несколько другие задачи решает питание в день старта.
«Ни один водитель не выедет в дорогу, не заправив бак горючим», подобные сравнения и сейчас еще можно встретить в литературе. Далее даются рекомендации некоторых ученых, в которых предлагается съедать за час марафона 100–150 г свиного сала, что вызывает только улыбку у бывалых марафонцев и спортивных врачей.
В день старта еда должна состоять из пищи, входящей в обычный рацион периода тренировок. Всякая необычайность приводит только к расстройствам пищеварения. Л. Вирен замечает по этому поводу: «Питание перед марафоном — очень важный фактор, ибо бегун выбывает из соревнований, если нарушается нормальное функционирование желудка. Я вспоминаю своего земляка Ю. Тойвола, который, впервые участвуя в марафоне, вынужден был пару раз забегать в частные дворики, иначе ему пришлось бы испачкать штанишки». Об этом же предупреждает и А. Лидьярд: «Не набивайте пищей свой желудок в расчете на то, что она полезна. Ваш желудок восстанет против нее, в длительном беге это причинит вам больше неприятностей, чем если бы вы вообще ничего не ели». Поесть с аппетитом, но мало — вот подходящий рецепт на день старта. Поесть, чтобы избежать голодных сокращений желудка, не более!
Перед попаданием в кровь вещества, содержащиеся в пище, должны пройти желудок и кишечник. Физическая нагрузка не влияет на процесс всасывания из кишечника (Fortrand a Saltin, 1967). Главным ограничителем быстроты утилизации пищи выступает скорость опорожнения желудка. Последний прием пищи обычно осу-ществляется за 3–4 часа до старта. Скорость эвакуации пищевых масс из желудка зависит от вида пищевых продуктов. В среднем, съеденное покидает желудок через 6–8 часов. Углеводная пища эвакуируется быстрее, чем богатая белками. Жирная пища тормозит эвакуаторную способность желудка. В день состязаний предстартовое волнение может значительно замедлить скорость эвакуации пищи. Таким образом, продукты, принятые перед стартом, окончательно усваиваются только после соревнований, не оказывая ни-какого положительного влияния на результат.
«Во время работы сжигаешь то, что съел вчера». Формально признавая этот тезис, даже опытные бегуны допускают иногда ошибки в питании перед стартом. Необычность предстоящего события, предстартовый ажиотаж мешают им адекватно оценить свои пищевые потребности. Плохую службу служат и некоторые традиции, пришедшие к нам из прошлых десятилетий. Например, среди марафонцев распространено убеждение, что в день старта хорошая порция курицы и куриного бульона просто необходимы, без них марафон не добежать. Переполнение желудка, рвота, «забеги в туалет» — все это расплата за переедание и эксперименты с питанием в день старта. Пронося свою мечту через сотни километров дорог, стужу и зной, ветер и распутицу, бегун с вожделением выходит на старт. И что может быть обиднее, если промашка в «каком-то» питании разом перечеркнет все. После выступления один из бегунов-неудачников как-то пошутил: «Курица столько марафонцев загубила, что пора устроить над этой птицей публичное судилище». Нет, виновата не курица, а наша жадность: неуемное желание стать «еще и еще лучше» на момент старта.
Особо следует остановиться на практике приема различных «питательных» коктейлей. В отношении сладкого популярная и специальная литература еще совсем недавно была единодушна: прием глюкозы непосредственно перед нагрузкой отдаляет утомление. Однако, ряд исследований конца 70-х годов показал, что

Циклоспорт D7 ver.1.1