подшивки

Опрос

C 2016 года Милдронат является запрещённым препаратом :

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.

Личность тренера

Тренер — это всесторонне подготовленный специалист, занятый творческим трудом. Он создает единый жизнедеятельный коллектив занимающихся, формирует гармонически развитого человека, помогает ему стать сильным, быстрым, ловким, выносливым, психологически устойчивым, с повышенной работоспособностью и интеллектом. Каждый тренер мечтает подготовить чемпиона олимпийских игр. Но путь к этому высокому пожизненному титулу очень труден, он лежит через множество тренировочных занятий и различного рода соревнований: городских, республиканских,  всесоюзных  и,  наконец,  международных, где сталкиваются не только разные системы и методы подготовки, но и различные взгляды на спорт и спортсменов. Победить или проиграть, но не сдаться могут далеко не все спортсмены, даже хорошо подготовленные. Тренер постоянно находится под весьма ощутимым грузом ответственности за подготовку и выступления спортсмена в соревнованиях.
Конечно, каждый тренер желает, чтобы его подопечный стал победителем или призером соревнований. Результаты соревнований широко освещаются прессой, радио, телевидением, становятся достоянием общественности, а значит, ответственность за работу тренера еще больше повышается. По достижениям сборных команд на чемпионатах Европы, мира или олимпийских играх порой судят о культуре, творческих возможностях той или иной страны. Спортивные состязания проходят при большом стечении публики. Спорт стал послом мира, и нередко успехи спортсменов способствуют взаимопониманию между народами.
Годы деятельности тренера летят с космической скоростью — тренировки, соревнования, поиск новых методов и средств, снова тренировки и опять соревнования.
Меня часто спрашивают: обязательно ли хорошие тренеры выходят из выдающихся спортсменов? Такой вариант, конечно, был бы лучшим. Кому, как не лучшим спортсменам, воспитывать себе подобных, а то и лучше, чем были они сами! Однако большинство хороших тренеров пока все же выходят из рядовых спортсменов, имеющих призвание и любящих свою работу.
В Куйбышеве тренером по велоспорту работает Владимир Петров — велосипедист он был средний, по профессии инженер, но если посмотреть списки сборной команды страны, то там можно встретить немало его учеников.
Что же мешает многим выдающимся спортсменам воспитывать себе подобных атлетов? По всей вероятности, это несовместимость психики выдающегося спортсмена с функциями и обязанностями рядового тренера. Большой спортсмен нередко самолюбив, тщеславен и самоуверен, отличается высокой эмоциональностью, ранимостью и даже эгоцентризмом. В обычной жизни людей с такими задатками нередко относят к отрицательным типам. Как ни парадоксально звучит, но без этих качеств спортсмену надеяться на победу трудно. Спортсмен привык пользоваться вниманием окружающих, прессы, быть в центре внимания поклонников спорта. И вот наступает момент, когда баловень судьбы должен лишиться того, к чему так долго стремился и чем так долго жил. Надо сказать, что в жизни спортсмена это ответственный период. Перед ним возникает проблема выбора профессии.
Лишь немногим удается сразу начать работать с сильными спортсменами. Значит, надо начинать с азов. Конечно, появление среди занимающихся бывшего знаменитого спортсмена в роли тренера для ребят радостное событие. Вот сможет ли на новом поприще быть счастлив молодой тренер? Сможет, если он способен перестроить себя: стать душевно чутким и отзывчивым, добрым и внимательным, справедливым и требовательным, наладить хорошие взаимоотношения с занимающимися и руководством спортивной организации, здраво смотреть на трудности в организации и проведении занятий, быстро решать вопросы по обеспечению ребят спортинвентарем и спортивной одеждой, быть образцом дисциплины и порядочности, не терять надежды на то, что питомцы смогут прославить и его как тренера.
Да! Не терять надежды на успех. Но бывший ас спорта был одарен повышенными физическими, функциональными и двигательными возможностями, благодаря которым он и добивался в своем виде спорта выдающихся достижений. А в его группе занимающихся талантов может и не быть. Нет и бурного роста спортивного мастерства. Естественно, как ранимый человек, он испытывает разочарование, неудовлетворенность своей деятельностью, теряет надежду на успех. А судьба тренера зависит от успеха занимающихся.
Невольно вспоминаю судьбу на тренерском поприще наших прославленных шоссейников, победителей в личной классификации гонки Мира Варшава — Берлин — Прага Юрия Мелихова, Гайнана Сайдхужина, Геннадия Лебедева и олимпийского чемпиона Виктора Капитонова. Первые трое не подготовили себе подобных велосипедистов и перешли на административную работу. В отличие от них Виктор Капитонов, начав тренерскую работу со сборной командой страны, стал и прославленным тренером. Я думаю, что и сам Виктор, и другие тренеры со столь же счастливой тренерской судьбой не могут с уверенностью сказать, стали бы они ведущими тренерами, если бы их тренерский путь начался не со сборных команд, а с азов. Лично я считаю: тренерами сборных команд должны быть в прошлом выдающиеся спортсмены. Их авторитет, умноженный на знания, дает огромные возможности в тренерской работе. И совсем недопустимо, когда тренер сборной не пользуется уважением у спортсменов.
Тренеру было бы гораздо проще, если были бы разработаны тесты, при помощи которых он мог бы определять потенциальные возможности молодых атлетов, способность или неспособность новичка вырасти в выдающегося спортсмена. Если в детском возрасте быстрее проявляются те или иные задатки, когда легко определить наличие голоса или степени слуха и чем идеальнее слух, тем больше возможностей подготовить выдающегося скрипача, пианиста или певца, то в спорте даже путем естественного отбора через массовые соревнования и спартакиады не всегда удается выявить одаренных ребят.
Невольно вспоминается история с одним велосипедистом по фамилии Смирнов. По рассказу Федора Тарачкова, этот шоссейник мечтал стать знаменитостью. Желание было настолько велико, что он оставил своих родителей и приехал в Москву с намерением быть учеником Тарачкова, которого он знал по прессе. Желание его осуществилось. Он удивлял тренера целеустремленностью и трудолюбием, порой доходившим до фанатизма, но псе их совместные усилия не привели к успеху. Знаменитым велосипедистом он не стал... и пошел по стопам своего деда, воспитавшего из него большого мастера по изготовлению скрипичных инструментов.
Общность цели тренера с занимающимися способствует установлению творческого контакта, что, несомненно, положительно влияет на весь процесс становления подростка не только как спортсмена, но и личности в целом. Спорт — важное средство формирования активной жизненной позиции советской молодежи. Увлекаясь спортом, мы не задумываемся, как сложится жизнь в будущем. Наверное, шоссейники сборной команды страны не думали, что, например, Вадим Таскаев станет впоследствии руководителем крупного объединения по добыче угля, Владимир Любовицкий — доктором технических наук, заведующим кафедрой металловедения текстильного института в Ленинграде, Александр Распопов — заместителем главного конструктора на крупнейшем машиностроительном заводе. Кафедрами физвоспитания заведуют ныне: Николай Ляшенко, Виктор Храпов, Николай Эчкенко, кафедрами велоспорта — Владимир Соколов, Гайнан Сайдху-жин. Велосипедным спортом серьезно занимались космонавт Алексей Леонов, академик Борис Патон — президент Академии наук Украины.
Вторая половина двадцатого столетия характеризуется бурным прогрессом во всех сферах деятельности человека. Созданы уникальные средства производства, появились сверхзвуковые самолеты, атомные подводные лодки, космические корабли, орбитальные станции, осваиваются труднодоступные районы Дальнего Севера. Происходящая интенсификация жизненного процесса предъявляет к человеку повышенные требования. Современный человек должен систематически совершенствовать свои физические качества и функциональные возможности. И приятно сознавать, что почетная миссия — повышать жизнедеятельность советских людей, способствовать их физическому и духовному развитию возложена на физкультурно-спортивных  работников и  в  немалой  степени  на  тренеров.