подшивки

Опрос

C 2016 года Милдронат является запрещённым препаратом :

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 85 гостей.

Часть 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своих прежних публикациях я не раз ссылался на выдающегося американского десятиборца Брюса Дженнера, победителя Монреальской олимпиады, неоднократно устанавливавшего мировые рекорды в этом венце королевы спорта Приведу его слова и здесь, так как вижу в них прекрасно сформулированные мысли, льющие воду на мельницу системы АГИМ. Особая ценность этих слов в том, что они принадлежат не теоретизирующему кабинетному ученому, а замечательному практику современного спорта.

Так вот, на вопрос—”Какие данные, кроме физических, вы считаете важнейшими для классного десятиборца?” Брюс ответил так: “Самое главное — “включать голову” во всё, что делаешь и что собираешься сделать. Большинство совершаемых ошибок происходит от недостаточной включенности сознания в процесс движения (разрядка моя—А. А). Как что-то может делать ваше тело, если в этом не участвует мозг? Да и по нагрузкам раскладка мне представляется следующей: 75 процентов — мозт и 25 процентов—тело”. (Сов. спорт, 1976, 29 апр.)
Считаю, что совет “включать голову во всё, что делаешь и что собираешься сделать” должен стать обязательным составным компонентом любого тренировочного процесса и, конечно же, определять тактику поведения на соревнованиях.
Но ведь “включать голову” можно по-разному. Когда тренер кричит на учеников, совершивших ту или иную ошибку, он тоже включает голову—свою и спортсменов. Но от такого “включения”—один вред, ибо вслед за этим возникают отрицательные эмоции, в том числе и столь гнусная, какой является страх. Вот почему положение—стренер не раздражатся, а анализирует”—должно стать аксиомой во взаимоотношениях между спортивными наставниками и их подопечными.
Система АГИМ всем своим содержанием помогает именно анализировать процесс совершенствования технического мастерства спортсменов и требует, чтобы тренер, видя ошибки, не раздражался, а почаще “заглядывал в мозг” своих Учеников, если хочет от них добиться нужного всем результата. Ведь именно там, в глубинах психического аппарата, таятся как истоки совершаемых ошибок, так и средства их Преодоления. А современные тренеры просто обязаны грамотно оперировать психическими возможностями своих учеников. Но не крича на них, а спокойно и трезво анализируя причины их неудач и успехов. К тому же привычка к спокойному анализу поможет укрепить психофизическое здоровье как у спортсменов, так и у самих тренеров, чей организм почти ежедневно находится под весьма значительным психическим и физическим напряжением.
Не трудно заметить, что система АГИМ наиболее удобна для оказания помощи в сложно-координационных видах спорта, таких, как гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т. п. Но ее можно применять и в игровых видах, в частности для безошибочного выполнения штрафных бросков и ударов, для повышения точности пассов. И единоборцам весьма полезно овладеть возможностями аутогипноидеомоторики для приучения себя к предельно точному исполнению атакующих и защитных приемов. Так что каждый спортсмен и тренер сможет найти в этой системе много полезного, если творчески осмыслит ее сущность .и начнет практически использовать ее возможности в своей повседневной работе.
Основная цель этой небольшой книги — показать людям спорта несостоятельность метода “проб и ошибок”, который более вреден, чем полезен, а главное—увлечь замечательными возможностями идеомоторики и тем более аутогипноидеомоторики в деле совершенствования спортивной техники. Если после ознакомления со всем, о чем здесь написано, хотя бы с десяток читателей возьмут на вооружение систему АГИМ, буду считать, что “лед тронулся”, что задача, сформулированная автором, начала, наконец-то, пусть лаже медленно, но всё же решаться.
Успеха всем вам, начинающим и смелым, кто захочет сменить свои прежние представления о совершенствовании спортивной техники на то новое и эффективное, что заложено в системе АГИМ.
30.10.95
Алексеев Анатолий Васильевич врач-психотерапевт, старш. научный, сотрудник сектора спортивной психологии ВНИИФК, канд. пед. наук, действительный член Московской психотерапевтической академии