подшивки

Опрос

C 2016 года Милдронат является запрещённым препаратом :

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 84 гостя.

Глава 8 (8.3.) Заключение

Анализ литературных источников позволяет выделить три подхода, которые могут быть положены в основу разработки принципов планирования тренировочных программ спортсменов.

1. Тщательное изучение тренировки выдающихся спортсменов и взглядов известных тренеров с целью выявления общих закономерностей спортивной тренировки.

Как нам кажется, этот подход используется наиболее часто и во многих случаях себя оправдал. Однако универсальным его назвать нельзя, так как иногда чрезвычайно сложно выявить общие тенденции в подготовке выдающихся спортсменов, показывающих одинаковые результаты. Так, например, в беге на выносливость почти в одно и то же время (60-е годы) показывали высокие результаты представители новозеландской «школы», характеризуемой небольшими объемами, очень длинным соревновательным периодом, высокой долей силовой подготовки в «специфических» упражнениях и объемами бега как с соревновательной скоростью по дорожке, так и по сильнопересеченной местности; представители австралийской «школы», характеризуемой средними или высокими объемами бега, широким применением «небеговых» упражнений со штангой, отсутствием малоинтенсивного бега, предпочтением тренировки на местности тренировке на дорожке; американской «школы», характеризуемой высокой долей специфической работы на дорожке, спринтерской подготовкой, отсутствием силовых упражнений; английской «школы», характеризуемой традиционно большими объемами медленного бега на местности, низкой долей спринтерской и силовой подготовки.

Та же тенденция может быть прослежена и в настоящее время. Например, достаточно большие различия могут быть обнаружены в подготовке африканских бегунов (Эфиопия, Кения, Марокко), португальских и итальянских, английских и финских. Более того, даже в рамках одной «системы» может существовать значительная разница во взглядах (например, в России). В связи с этим данный подход не может быть признан основным при определении принципов планирования подготовки бегунов.

2. Исследование эффективности различных вариантов тренировочных программ путем проведения сравнительных педагогических экспериментов и выявление на этой основе общих принципов подготовки. Однако, как давно было показано, число переменных, влияние которых необходимо изучить, при организации естественного тренировочного процесса может быть очень большим. В связи с этим число вариантов сочетаний разных значений переменных стремится к бесконечности. Следовательно, этот путь также не может быть основным, так как он заведомо ведет в тупик из-за необозримого объема экспериментальной работы.

3. Принципы планирования тренировки могут быть определены, исходя из известных биологических закономерностей функционирования определенных белковых структур, определяющих рамки жизнедеятельности организма человека.
Используя этот подход, можно определить последовательность в развитии различных физических качеств в многолетнем аспекте и в рамках различных циклов подготовки, необходимую частоту повторяемости тренировочных воздействий на ту или иную морфоструктуру, длительность применения одних и тех же способов воздействия, сопутствующие условия тренировки (питание, восстановительные мероприятия и т.д.). Следовательно, этот подход дает необходимые основания для планирования тренировки. Особенно ценным является то, что на его основе возможно создание имитационных математических моделей, реализуемых на ЭВМ для быстрой проверки всех мыслимых способов применения тренировочных воздействий без проведения трудоемких педагогических экспериментов [Сарсания С.К., Селуянов В.Н., 1991; Селуянов В.Н., 1992].

Однако этот подход имеет существенные ограничения. Во-первых, при определении конкретных объемов тренировочных нагрузок, во-вторых, на его основе сложно «просчитать» такие моменты, как необходимость сочетания физической, технической, тактической и психологической подготовки. В-третьих, в частности при спортивной подготовке детей, существует много особенностей детского организма, значительно усложняющих «модель», кроме того, важно учитывать, что ведущим моментом в подготовке юных спортсменов является не столько физическая подготовка с целью достижения наивысших результатов, сколько педагогические, психологические и медицинские аспекты формирования юного бегуна и т.п. (однако этот подход, как нам представляется, наиболее продуктивен при исследовании проблем локальной выносливости, когда число факторов, которые должны быть внесены в модель, существенно уменьшается).

В связи с этим при разработке принципов построения годичного цикла подготовки в ЦВС, определении конкретных парциальных объемов и разработке тренировочных микроциклов мы использовали достоинства различных подходов, применимых, по нашему мнению, в каждом отдельном случае. В результате такой организации исследования стало возможным подойти к вопросу воспитания локальной выносливости с различных позиций и сделать суждения относительно основных компонентов целостного тренировочного процесса, учет которых, на наш взгляд, может помочь в организации нового этапа исследований, а тренерам-практикам дать некоторые ориентиры в совершенствовании индивидуальной подготовки их учеников.